Согласно Федеральному закону №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» все приборы, применяемые в сфере государственного регулирования, должны являться средством измерения.
Тахограф является инструментом государственного регулирования режимов труда и отдыха водителей, поэтому быть средством измерения он обязан. В противном случае ни о какой достоверности данных и соответствии своему прямому назначению, которое определило этому прибору законодательство, не может быть и речи.
Отсутствие факта метрологической поверки тахографа (отсутствие Свидетельства о поверки) является административным правонарушением, за которое предусмотрен административное наказание по ст. 19.19 КоАП РФ (штраф для юридических лиц до 100 тысяч рублей).
О понятиях!
Немного расскажем о понятиях. Главная задача не перепутать понятия "Калибровка тахографа", "Поверка тахографа" и "Поверка блока НКМ (СКЗИ)". По своей сути современный цифровой тахограф состоит из двух независимых (почти) друг от друга устройств. Это само контрольное устройство (сам тахограф) и Навигационный Криптографический Модуль (НКМ или СКЗИ). Производители тахографов самостоятельно НЕ производят блоки НКМ, которых в свою очередь выпускает отдельный производитель. Создатели тахографа только "вставляют" НКМ в свой тахограф.
В соответствии с актуальным законодательством, тахографы должны пройти процедуру государственной поверки, а затем калибровки.
Калибровка тахографа – совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик (путь, скорость, время).
Поверка тахографа – совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия тахографа метрологическим требованиям, а именно поверяются такие параметры: частота импульсов и время.
Поверка НКМ - совокупность операций, выполняемых с целью подтверждения соответствия устройства НКМ метрологическим требованиям в части измерения навигационных характеристик.
Калибровку тахографа - осуществляет Ваша тахографическая мастерская
Поверку тахографа - могут осуществлять Ваши местные центры ЦСМ, в случае если они обладают соответствующей аккредитацией; производители тахографа (они все обладают аккредитацией)
Поверку НКМ - осуществляет производитель НКМ, а также очень малый круг специализированных лабораторий.
Как происходит поверка тахографа? Существует две методики:
- произведенные до 25.12.2015 г.;
- произведенные после 25.12.2015 г.
В первой методике (до 25.12.2015 г.) не требовался метрологически поверенный блок СКЗИ, а поверяться должен только сам тахограф.
Во второй методике (после 25.12.2015 г.) предусмотрен поверенный блок СКЗИ. А сами тахографы выпускаются с 3-х или 7-ми летними интервалами поверки.
При чем поверены могут быть только те тахографы, на которые имеется Свидетельство об утверждении типа средств измерений, полученное производителем. Поэтому устанавливать в автомобиль нужно поверенные устройства с поверенными блоками СКЗИ. Если у производителя не имелось данного Свидетельства в период с 25.12.2015 г. до какого-то момента, то тахографы, произведенные в данный период поверке не подлежат. Если Свидетельство все же имелось, но в тахограф, выпущенный после 25.12.2015 г., установлен не поверенный блок СКЗИ, то такой блок СКЗИ подлежит замене на поверенный. И только после этого можно поверить сам тахограф.
Что в итоге?
Уважаемые партнеры, если у Вас возникли сомнения или подозрения, что Ваши установленные тахографы требуют поверки, обращайтесь к нам за консультацией. Для четкого определения соответствия Вашего тахографа требованиям о поверке, просим при обращении иметь при себе полный комплект документов на контрольное устройство (тахограф), а именно: сертификат калибровки, паспорт прибора, свидетельства о поверке (в случае их наличия).